Равенлофт (Ravenloft) - это сеттинг (setting) для системы настольных ролевых игр Advanced Dungeons & Dragons, сочетающий в себе основные элементы этой игры и атрибуты литературы жанра готических ужасов. Вот цитата из продукта ставшего родоначальником мира Равенлофт: "Тьма, мрачные замки, безжизненные пейзажи, темные облака, закрывающие луну - вот традиционные атрибуты готической литературы. Ранняя готика заключалась в историях о тайнах, страхе и желаниях, которые испытывала героиня, заключенная в крепости, где ее чистота и здравый ум подвергались нападкам со стороны злого лорда - хозяина владения. Позже появились произведения, такие как "Дракула" или "Франкенштейн", в которых героиня отодвигается на второй план, уступая главное место "Злу". Именно в этих произведений берет свое начало Равенлофт".
Очень часто ссылаясь на Равенлофт говорят о Демиплане Ужаса (Demiplane of Dread) или Земле Туманов (Land of Mists). Обычно это происходит, когда требуется сослаться на линейку продуктов, изданных по миру Равенлофт. В то же время слово РАВЕНЛОФТ, написанное прописными буквами используется для ссылки на сеттинг в целом.
1.2. Что требуется для игры?
Для того чтобы начать играть, вам потребуется руководство игрока (AD&D Player's Handbook) и руководство мастера (AD&D Dungeon Master's Guide) - базовые книги, в которые изложены основные правила для игры по настольной ролевой системе Advanced Dungeons & Dragons. Также вам потребуется один из вариантов сеттинга мира Равенлофт. Самым последним (и самым лучшим) из них является книга "Демиплан Ужаса" (Demiplane of Dread), изданная в 1997 году. Среди других продуктов, которые могут оказаться полезными для игры по миру Равенлофт можно указать любое из трех приложений с характеристиками монстров (Monstrous Compendium appendix), а также одно или несколько руководств Ван Рихтена для охотников на монстров (Van Richten's Monster Hunter's Compendium)
1.3. Что представляют из себя лорды доменов?
Равенлофт управляется лордами доменов (domain lord) - людьми или существами, настолько ужасными и злыми, что Темные Силы (dark powers) Равенлофта пожаловали им власть над собственным доменом (domain). Эти личности являются абсолютными властителями в своих владениях, в то время как Темные Силы держат их там в заточении, не выпуская их и причиняя им страдания. На каждом лорде домена лежит проклятье, которое постоянно срывает воплощение их самых сокровенных желаний.
Тем не менее лорды доменов не обязательно являются их политическими правителями. Многие из них предпочитают действовать скрытно, воплощая свои планы с присущими им коварством и хитростью.
"Демиплан Ужаса" разделяет лордов на несколько категорий. Демилорды (demilord) правят небольшими районами, называемыми карманными доменами (pocket domain), лорды (lord) правят островами (island domain), оверлорды (overlord) правят владениями, находящихся в кластерах (clusters), дарклорды (darklord) правят владениями, образующими ядро Равенлофта (Core).
Вполне допустимо, упоминая лорда владения, использовать слово "лорд" в таких словосочетаниях как "Граф Срад, лорд Баровии", но необходимо помнить что эти категории являются игровыми терминами. За очень редким исключением, коренные жители Равенлофта не используют понятие "темный лорд" (darklord).
1.4. Что такое "Ядро"?
Ядро - это основная группа доменов, которые образуют главный "континент" в мире Равенлофта. Они рассматриваются как "сердце" сеттинга Равенлофт. Обычно только владения самых могущественных темных лордов являются частью ядра, однако на практике классификация больше базируется на типе владения. Владения, которые соответствуют традиционному европейскому стилю готических ужасов становятся частью Ядра, в то время как другие становятся либо остовами страха (islands of terror) либо частью кластеров.
1.5. Что такое "Острова" и "Кластеры"?
Острова (также известные как Острова Страха) являются одиночными владениями, полностью окруженными туманами. Кластеры - это небольшие группы владений, объединены между собой. Обычно во всех владениях, объединенных в один кластер, одна и та же культура, либо тематическая связь. Кластеры можно рассматривать как уменьшенный вариант Ядра.
1.6. Что такое карманные домены?
Карманные домены - это такие владения, которые полностью принадлежат другому, более крупному владению. Большая часть таких районов жестко привязаны к одному месту, в то время как существует ряд владений, которые могут перемещаться и появляться в том месте, где требуется мастеру игры. Эти владения также называют "парящими" (floating).
2. Сеттинг
2.1. ВЕЛИКОЕ CОЕДИНЕНИЕ
2.1.1. Что такое Великое Соединение (Великое Потрясение)?
Великое Соединение (The Grand Conjunction) было разрушительным событием, происшедшим в 740 году по календарю Баровии. В 735 году оно было предсказано пророком вистани Хискозой и воплощено в шестистрочных пророчествах. Эти предсказания исполнялись в течении пяти лет, пока отчаянная попытка Азалина сбежать из Равенлофта не ускорила наступление Великого Соединения. На короткое время лорды доменов были освобождены из своих "тюрем" в Туманах, пока Великое Соединение не закончилось. Однако это случилось только после того, как земель Ядра и Островов Страха коснулись значительные изменения.
Внутри игрового мира, Великое Соединение обычно называется Великим Потрясением (Great Upheaval).
2.1.2. Что изменилось во время Великого соединения?
Изменения, происшедшие во время Великого соединения описаны в издании, известном как "красная коробка" ("Red Box") и изданном в 1994 году. Вот их краткое описание:
Доктору Доминиани, лорду Гундарака, был пожалован собственный домен, за то, что он убил предыдущего лорда. Домен Гундарак после этого был поглощен окружающими его доменами.
Домены Борка и Дорвиния были объединены в один домен, получивший имя Борка, с двумя соперничающими лордами.
Домен Валахан сместился и теперь находится к западу от Ситикуса и Вербрека.
Арак, Аркандейл, Вехор, Фарель и Сангвиния исчезли. (Арак стал частью домена Даркон, а Аркандейл - частью Вербрека).
Г'еена, Блютспур и Земли Кошмаров стали островами страха.
Марковиа переместилась в Море Скорби.
Сформировались домены Доминия и Рокушима Тайю, дав Морю Скорби собственного лорда.
На месте, оставленном Г'ееной и Марковией, образовался таинственный Тенистый Разлом.
Домен Жеризия уменьшился, до размеров одного города - Паридона.
Изданный в 1997 году "Демиплан Ужаса" раскрывает содержание дальнейших изменений, происшедших в мире Равенлофта в последующие годы:
Домен Вехор после десяти лет своего отсутствия вновь появился как домен Ядра.
Образовались первые кластеры. Домены Сарагосс, Шри Радж и Дикие земли объединились, став Землями Испарений. Хар'Акир, Себуа и Фаразия стали Янтарными Пустошами. Домен Жеризия (переименованный в Паридон) объединился с доменом Тимор, образовав кластер Жеризия. Ну а домены Нидала, Авонлей и Поместье Теней объединились в Кластер Теней.
2.1.3. Действие каких модулей происходит во времена Великого Соединения?
Существует шесть модулей, навеянных Великим Соединением и описывающим его деталями (в порядке издания):
Feast of Goblyns
Ship of Horror
Touch of Death
Night of the Walking Dead
From the Shadows
Roots of Evil
2.1.5. Но эти модули больше не издаются!
К счастью, шесть приключений Великого Соединения выложены издателями в сети для бесплатного скачивания. Ссылки на них вы можете найти в разделе "Модули"
2.1.5. Порядок пророчеств Великого Соединения требует для каждого модуля персонажей совершенно разных уровней! Как мне следует проводить эту кампанию?
Многие мастера обратили внимание, что если они будут проводить модули в том порядке, в каком они были изданы, то им потребуются персонажи 8-10 уровней для второго Пророчества, 3-5 уровня для третьего и далее в таком же духе. Поэтому, если вы хотите провести эти модули для одних и тех же персонажей, то вам следует изменить порядок пророчеств на следующий:
Night of the Walking Dead (1-3 уровень)
Touch of Death (3-5 уровень)
Feast of Goblyns (4-7 уровень)
Ship of Horror (8-10 уровень)
From the Shadows (9-12 уровень)
Roots of Evil (9-12 уровень)
2.2. ЗЛОВЕЩАЯ ЖАТВА
2.2.1. Что такое Зловещая Жатва?
Зловещая Жатва (Gream Harvest) стала результатом воплощения одного из грандиозных планов Азалина - попытки покинуть демиплан став полуличем. Но поскольку это происходило во времена Великого Соединения, с доменом Даркон произошли значительные изменения.
2.2.2. Что произошло с Азалином? Ему удалось осуществить свой план?
Никто не знает: Азалин мог достигнуть своей цели, равно как мог быть и уничтожен в процессе ее достижения. Новела "Лорд Некрополиса" освещает некоторые детали судьбы Азалина, но большая часть произведения была объявлена неканонической из-за существенных расхождений с известными сведениями о мире Равенлофта.
2.2.3. Какие продукты входят в серию "Зловещая Жатва"?
В эту серию входят три продукта:
Death Unchained
Death Ascendant
Requiem: The Grim Harvest
2.2.4. Так кто же ныне правит Дарконом/Некрополисом? Смерть не является истинным правителем, так что или кто поддерживает существование домена?
Как уже говорилось ранее - этого никто не знает. Смерть и другие демилорды Некрополиса недостаточно сильны, чтобы поддерживать существование цельного Некрополиса как единного домена. Также необходимо отметить, что когда Влад Драков неожиданно атаковал Некрополис после Зловещей Жатвы, армия нежити поднялась из могил и победила его. Это говорит о том, что сила Азалина в этом домене не пропала с его исчезновением.
Более полно статус и состояние Азалина должны были быть освещены в продуктах, которые предполагалось выпустить после 1999 года. Однако из-за изменения планов TSR Inc. относительно их издания, до сих пор не ясно, когда они выйдут.
2.3. ВЫСШИЕ СИЛЫ
2.3.1. Что такое Темные Силы?
Каргат никогда не определял сущность Темных Сил (Dark Powers).
Они были введены только для того, чтобы объяснить существование Равенлофта, а также помочь Мастерам придать индивидуальность кампаниям, которые они водят по этому миру. Темные Силы являются именно такими, какими они должны быть для того, чтобы подходить стилю вашей кампании.
Однако в новелле "Лорд Некрополиса" рассказывается достаточно, чтобы определить сущность Темных Сил. Что, в общем-то, и послужило одной из главных причин, по которой Каргат объявил новеллу неканонической.
Некоторые интересные идеи насчет того, чем могут быть Темные Силы можно посмотреть на странице
2.3.2. Кто или что такое Знатный Посетитель?
Знатный Посетитель (Gentleman Caller) - это таинственная личность, свободно перемещающаяся в Туманах Равенлофта. Долгие годы о нем было практически ничего неизвестно, кроме намеков на то, что он является инкубусом (разновидность демона/танар'ри) и видимость того, что он воплощает какой-то зловещий план, не понятный никому из простых смертных. Он как бы просто воплощает план, руководствуясь своими мотивами и никогда не дожидаясь результатов своих усилий. К тому времени, как пернсонажи смогут попасть на место происшествия, оказывается, что Знатный Посетитель давно покинул его.
2.3.3. Ну и в чем же тогда заключается план Знатного Посетителя?
Это оставалось загадкой в течении многи лет, с к настоящему времени ясны только отдельные фрагменты этой головоломки. В модуле "The Evil Eye" есть намек на то, что этот план будет полностью раскрыт в последующих продуктах по миру Равенлофта. Стив Миллер (создатель Знатного Посетителя и редактор продуктов серии РАВЕНЛОФТ с 1995 по 1996 год), во время своего ухода из компании в 1997 году, выразил это следующими словами: "Действительно, у Знатного Посетителя есть грандиозный план, но большая его часть никогда не покидала темных глубин моего разума."
"До сих пор предполагалось, что Знатный Посетитель, начиная со своего первого появления, был мрачной фигурой, оставлявшей за собой тропу из несбывшихся желаний, разбитых сердец и оскверненных тел: тем, чьи планы настолько долговидны, что он уходит задолго до того, как они начинают осуществляться. В последующем мы узнали о нем то, что он является демоном, заключенным в пределах Мира Ужаса - инкубусом, если говорить более точно (хотя, если бы у меня была возможность изменить это, то я бы так и сделал). Становится понятным, почему его замысловатые действия так четко спланированы - у него нет ничего, кроме вечного времени. По этой же причине, содержание его планов оставляет много возможностей для проявления творчества Мастеров: Знатный Посетитель представляет из себя именно то, что нужно Мастеру и его планы именно такие, какими их хочет видеть Мастер."
"Некоторые люди знают, в чем заключается главный план Знатного Посетителя. Однако я надеюсь, что даже если TSR что-нибудь предпримет в отношении этого персонажа или полностью раскроет его план, усилия, предпринятые при написании этих приключений, оставят достаточно свободы для фантазии и творчества Мастеров. Демоны - это чужеродные существа, с далекими от человеческих психикой и мотивацией. Как же мы можем полностью понять сложность того, что они делают или причины, которые заставляют их действовать именно так?"
"Я предполагаю, что мой уход из TSR обрек судьбу Знатного Посетителя на полную неопределенность. Это был мой любимый проект и побочный эффект моих усилий, направленных на то, чтобы превратить сеттинг РАВЕНЛОФТ в более связанный и логичный мир, не требующий от Мастеров покупки каждого отдельного продукта по этому сетитингу, чтобы узнать, что же происходит в нем. Если вы внимательно прочтете списки разработчиков каждого продукта, в котором появляется Знатный Посетитель, то вы обнаружите там и мое имя. Я думаю было бы здорово, увидеть его снова, но боюсь это маловероятно."
Впоследствии Стив Миллер все же вернулся в компанию Wizards of the Coast, и Знатный Посетитель снова начал появляться в продуктах сетиннга РАВЕНЛОФТ. В изданном в 1999 году аксессуаре "Carnival" рассказывается, что Знатный Посетитель безжалостно преследуется божественным созданием, называющим себя Изольдой. И хотя известно, что он относится к ней с презрением, остается неясным как ее преследование влияет на его главный план.
2.3.4. В каких продуктах появляется Знатный посетитель?
Существует 6 официальных продуктов, в которых абсолютно точно появляется Знатный посетитель, и еще один, в котором имеется малоубедительная ссылка на него. И хотя его роль зачастую оказывается куда значительнее, чем простая завязка сюжета, к тому времени как персонажи игроков прибывают на место происшествия - он давно уже покидает его. Однако в более ранних продуктах он всегда постепенно оказывался в центре внимания:
The Evil Eye
Bleak House
Children of the Night: Vampires
Forged of Darkness (Possible reference in the Pipes of Mordent entry)
The Shadow Rift
Carnival
Van Richten's Monster Hunter's Compendium Volume Three (Guide to Demons)
2.3.5. Кто такие Вистани?
Вистани - равенлофтовская версия таинственных цыганок, которых можно обнаружить в готической прозе наподобие "Дракулы" Брэма Стокера или в фильмах вроде "Человек-Волк". Они не являются для персонажей игроков ни друзьями, ни врагами. Также следует подчеркнуть, что Вистани не имеют никакого отношения к реальным цыганам (рома).
2.3.6. Кто или что такое Дуккар?
"Van Richten's Guide to the Vistani" описывает Дуккара - легендарного врага народа вистани. Говорят, что Дуккар это мужчина вистани, который, согласно Второму Предсказанию, будучи рожден и оставлен жить, обречен уничтожить весь свой народ. Дуккар Малохио Адерре упомянут в модуле "The Evil Eye", а передказатель Хискоза, автор Шести Пророчеств Великого Соединения, ранее также считался Дуккаром.
2.4. ДРУГИЕ ТАЙНЫ ТУМАНОВ
2.4.1. Сколько всего существует доменов?
Много. Полный список доменов, упоминаемых в официальных продуктах серии РАВЕНЛОФТ можно найти на
2.4.2. Как рождаются домены?
Обычно рождение домена происходит по одной из нескольких схем:
Он является копией места, расположенного на первичном материальном плане. Так была создана Баровия: после того как Страд заключил свой договор с Темными Силами, в Равенлофте была создана точная копия Баровии (однако известно, что Замок Равенлофт все еще существует в первичном материальном плане - об этом говориться в модуле "Roots of Evil")
Домен физически вырван из первичного маетриального плана. К примеру Форлон: с того момента как замок Тристенория был забран в Равенлофт, он прекратил свое существование на первичном материальном плане.
Домен создается из ничего, как, например, Дементлиу. Доминик Д'Хониаре к моменту создания Дементлиу был коренным обитателем Равенлофта, поэтому в качестве основы не был использован ни один из миров первичного материального плана. Возможно все здания, улицы и даже люди, были созданы по ходу рождения этого домена (возможно даже с ложной памятью об истории этого места).
2.4.3. Реальны ли люди Равенлофта?
Оказалось, что Темные Силы способны создавать полноценные города, полные людей, которые выглядят как мы и у которых есть полноценные воспоминания, приводящие к тому, что у населения некоторых доменов существует ложная память о событиях, которые произошли задолго до того, как появилась их земля.
Это представляет собой одну из главнейших метафизических загадок сеттинга РАВЕНЛОФТ: являются ли эти люди настоящими или всего лишь одно из проявлений Туманов? Эта тайна становится еще более загадочной, если принять во внимание, что некоторые лорда доменов также являются их коренными обитателями. Некоторые теории рассматривают население Демиплана Ужаса как "наваждение внутри другого наваждения" или как "голографическую эмуляцию". Доводя эти теории до абсурда, можно прийти к мысли о том, что коренные обитатели Равенлофта не более чем иллюзии и поэтому не следует терзать себя угрызениями совести, когда вы убиваете их, подобно тому, как вы убиваете врагов в видеоиграх.
Противоположная по смыслу теория заключается в том, что все люди, населяющие Равенлофт были утянуты туда из других миров. А поскольку эти люди не имеют воспоминаний о своей жизни в других местах, то это только из-за того что Темные Силы изменили их память, следуя своим собственным целям.
Истинное положение вещей долго обсуждалось, но вероятнее всего оно никогда не будет выяснено.
И тем не менее не смотря на свое происхождение, обитатели Демиплана Ужаса кажутся настоящими всем, кто попадает в него из других миров (или у кого во всяком случае есть память о таком переходе).
2.4.4. Если вы умираете в Равенлофте, что происходит с вашей душой?
Так как Равенлофт имеет репутацию места заключения, то встает вопрос о том, может ли душа умершего покинуть это место, что бы найти свой вечный покой. Официального ответа на него нет, впрочем нет согласия как среди членов Каргата, так и среди его почитателей. Одни верят, что душа истинно умершего уносится во внешние планы к месту своего предназначения, другие - что души остаются пойманными в пределах Демиплана Ужаса или, что горздо хуже - поглощенными Темными Силами (или возвращены обратно в Туманы). В общем решение этого вопроса оставлено на усмотрение Мастера.
В стороне от метафизических вопросов, остаются сведения о том, что многи души оказываются пойманными Равенлофтом либо по их собственному желанию (как например привидения), либо как жертвы разнообразных спиритуальных хищников (таких как мрачные жнецы).
2.4.5. Существуют ли в Равенлофте религии?
Из-за трудностей, с которыми сталкиваются Силы, пытаясь проявить себя на Демиплане Ужаса, поклонение Богам является необычным явлением. Тем не менее все же существует ряд организованных религиозных течений, по поводу которых Синди Райс (редактор серии РАВЕНЛОФТ в 1997-1998 годах) написала в 1997 году:
"Книга "Демиплан Ужаса" описывает несколько религий, с которыми можно столкнуться в Равенлофте. Например, Гундаракитяне в Баровии свершали великие дела своей верой в бога, которого они называют "Лорд Рассвета" (помните "Vampire of the Mists"?). В дополнение к этому Равенлофт увидел подъем церкви Эзры, с несколькими различными учениями в разных областях Ядра. Немалое значение имеет и культ умершего бога Бейна, у которого есть множество последователей в Демиплане Ужаса, некоторые из которых даже получают от него заклинания, несмотря на падение своего бога."
Каргатейн предпринял попытку классифицировать все религии Равенлофта. Результаты этого труда вы можете посмотреть здесь:
2.4.6. Что происходит, когда гибнет лорд домена?
Обычно происходит одна из трех вещей:
Домен исчезает (так обычно случается с островными доменами).
Близлежащие домены поглощают землю, оставшуюся без властителя (так, например, произошло с Аркандейлом и Араком во времена Великого Соединения).
Какое-то другое злое существо приобретает власть над доменом. (Например когда Доктор Доминиани унаследовал власть над Гундарком или когда Габриель Аддере унаследовала Инвидию).
2.4.7. Что такое Тенистый Разлом? Кто правит в нем?
Все что известно о Тенистом Разломе, Араке и тенистых эльфах, было рассказано в изданном в апреле 1998 г. аксессуаре "The Shadow Rift". В сущности это домен Обреченных, управляемый неизвестной сущностью, называющей себя Гвидион.
2.4.8. Тенистые Эльфы Арака и Тенистый Разлом произошли из Мистары?
Нет. Тенистые эльфы Мистары совершенно иная расса, чем та, о которой рассказывается в "Servants of Darkness" и "The Shadow Rift".
Несмотря на то, что продукты наподобие "Servants of Darkness" фактически предполагают, что Тенистые Эльфы были темнокожиим эльфами наподобие дроу, этот термин применяется к обширному множеству существ известных как Арак, или, что более распространено, Обреченных. Существует множество видов Обреченных, начиная от Ситов, чьи размеры такие же как и у человека, и заканчивая миниатюрными Альвами. Более подробно о них можно узнать в аксессуаре "The Shadow Rift".